Как вернуть деньги за авиабилет, если рейс отменили или задержали из-за атаки дронов? Отвечает юрист

После массовых отмен рейсов из-за атаки дронов 7 мая пассажиры задаются вопросом: можно ли вернуть деньги за билеты? Юрист Ксения Зайцева объяснила, что такие случаи считаются форс-мажором, поэтому компенсации добиться сложно, но попытаться всё же стоит.
Алёна Трофимова
Алёна Трофимова
Как вернуть деньги за авиабилет, если рейс отменили или задержали из-за атаки дронов? Отвечает юрист
Freepik

Из-за атаки украинских дронов в ночь на 7 мая в России были временно закрыты десятки аэропортов, в том числе московские. По данным Ассоциации туроператоров России (АТОР), отмены и задержки рейсов затронули не менее 60 тысяч пассажиров. Многие из них задаются вопросом: можно ли в такой ситуации вернуть деньги за авиабилеты? На этот вопрос ответила юрист и основатель ООО «Принцип» Ксения Зайцева.

КсенияЗайцева
Старший юрист, основатель ООО «Принцип»

Атака дронов — это форс-мажор

Как отмечает эксперт, инциденты с дронами относятся к форс-мажорным обстоятельствам. Это значит, что авиакомпании и туроператоры могут быть освобождены от ответственности.

Скорее всего, в суде такие ситуации будут признаны форс-мажором. Авиакомпании не виноваты в задержке рейсов — они сами стали пострадавшими. Поэтому суд, скорее всего, встанет на их сторону

При этом законодательство в сфере туристического права пока не предусматривает чётких механизмов компенсации в случае подобных происшествий — это новый вызов для отрасли.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Кто виноват — тот и платит

Чтобы взыскать деньги, нужно установить, кто именно виноват в том, что вы потеряли деньги: авиакомпания, туроператор, аэропорт или сам пассажир.

Если билеты покупались через туроператора, претензию стоит подавать ему. А уже он в порядке регресса может взыскать убытки с авиакомпании или аэропорта. В случае, если пассажир опоздал на рейс по своей вине, вернуть деньги не получится. А если причиной стал сбой в работе авиакомпании или аэропорта, возврат возможен, но нужно будет доказать вину одной из сторон.

Если пассажир, например, не услышал объявление о переносе рейса, то это еще не значит, что ему обязаны вернуть деньги. Внутренними правилами аэропортов не предусмотрена обязанность «разыскивать» человека после прохождения паспортного контроля. Хотя на практике такие объявления, конечно, делают

Что делать, чтобы деньги всё-таки вернули?

  • Уточните причину отмены или задержки рейса.
  • Подайте претензию авиакомпании или туроператору.
  • Соберите документы: билеты, чеки, скрины табло.
  • При отказе обращайтесь в суд. Но вероятность выиграть дело в случае форс-мажора невысока.

Можно ли получить компенсацию?

Если пассажиров, к примеру, долго удерживали в самолёте без воды и еды, или не предоставляли информацию, можно требовать компенсацию за моральный вред. Но суммы в таких случаях невелики — от 10 до 20 тысяч рублей, если жизнь и здоровье не пострадали.