Советская свадьба: как выходили замуж наши бабушки и почему жениться беременным было выгодно

Как сочетались браком в СССР? Когда появились белые платья и шляпки? Кто бегал за водкой и почему жениться «по залёту» было не так чтобы нормально, но все же иногда выгодно для молодых? Рассказываем историю советских свадеб (и рассматриваем классные фотографии).
Советская свадьба: как выходили замуж наши бабушки и почему жениться беременным было выгодно
Кадр: фильм «Москва слезам не верит»/Мосфильм
«Как будете свадьбу праздновать?» — «Традиционно». Такой диалог сейчас не редкость. Но мало кто задаётся вопросом, откуда взялись традиции, по которым и сегодня играют большинство российских свадеб. А сформировались они в СССР, когда были утрачены вовсе или теряли актуальность традиции дореволюционные.
Содержание статьи

Без благословения? Можно!

Советская свадьба – это, прежде всего, светская свадьба. СССР был официально атеистическим государством, и религиозные церемонии когда преследовались, когда просто не поощрялись. Это одна из причин, по которой свадебные традиции дореволюционной эпохи в Советском Союзе пригодиться не могли. Ведь они включали в себя, например, венчание и благословение иконой – в православных семьях, и аналоги этих церемоний – в семьях иноверцев. Утратило актуальность для большей части населения и официальное сватовство. Теперь, по закону, девушка, начиная с восемнадцати лет, принадлежала сама себе; попросить её руки у родителей законным образом было нельзя. Это не значит, что свататься бросили вовсе.

Новые нравы устанавливались постепенно, медленно, и, честно сказать, до конца так и не вытеснили старых обычаев.

Взамен пришли новые обычаи: первое приглашение на ужин с родителями – фактически заявление о своих серьёзных намерениях, сродни официальной помолвке, и регистрация брака у органов власти. Не сразу обязательным для этого стало посещение именно ЗАГСа. Долго регистрировать брак мог председатель колхоза или другое начальствующее лицо.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
Красноармеец и его невеста в картине «В волостном ЗАГСе», худ. Александр Моравов (1928)
Картина «В волостном ЗАГСе» художника Александра Моравова
Public Domain
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Сценария, по которому проходит свадебный день, не было тоже. В деревнях могли устраивать свадьбу по старинке, с переплетанием кос и разными обычными забавами. В городах поощрялся аскетизм, и роспись в присутствии друзей соседствовала с относительно пышными свадьбами «по старинке», с переносом приданого в дом молодых. Складываться знакомые нам свадебные обычаи начали уже в пятидесятых годах, когда страна начала оправляться от войны.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Платье белое надела... Как появилась эта традиция?

Белое платье стало свадебным не так задолго до революции – во второй половине XIX века. Начало свадебной моде положила британская королева Виктория, которая именно в белом решила выйти замуж. Постепенно мода на такое платье для невесты захватила если не весь мир, то, вероятно, половину.

Свадьба в кинофильме «Тихий Дон»
Свадьба в кинофильме «Тихий Дон»
Кадр: фильм «Тихий Дон»/«Московская киностудия имени М. Горького»
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Однако и до революции, и после в России белые одежды не были обязательны для невесты. В деревнях, где жила большая часть населения, выходили замуж в традиционном наряде или просто самой праздничной одежде, какая есть. В городах тоже не все невесты одевались в белое: у кого-то не было денег на наряд, в котором покажешься раз в жизни, кто-то ставил себя выше подобной суеты. Да, свадьба без торжества была популярна уже в те времена. Не только среди самых бедных горожан – но и из идейных соображений и представителей разного рода левых убеждений. Например, художник Валентин Серов венчался без лишних церемоний, и на венчание пригласил не так много гостей. Невеста была в обычной одежде, а после венчания все поехали пить чай.

К чему лишний шум, толкучка, транжирство?

В двадцатые годы в РСФСР у белого платья было ещё меньше шансов стать обычным свадебным нарядом. Городскую молодёжь захватывала мода на «красные свадьбы». На таких свадьбах необычная одежда не поощрялась, а вместо благословения лицо, регистрирующее брак, могло зачитать какой-нибудь подходящий текст на тему советской семьи. Книги и брошюрки на тему строительства коммунизма были таким же обычным подарком молодым, как и более практичные отрезы ткани, предметы быта, куски душистого мыла. Совсем не идейная молодёжь тоже переняла моду к свадьбе платьев не шить, а просто выходить замуж в нарядном. Так что без белого обходились и пламенные строительницы коммунизма, и завзятые НЭПманши.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
Кадр из кинофильма «Не может быть!»
Кадр из кинофильма «Не может быть!», сцена свадьбы
Кадр: фильм «Не может быть!»/Мосфильм

Снова белое платье стало приметой свадьбы уже в пятидесятых годах. Интересно, что это не всегда было платье, сшитое нарочно для свадьбы. Тогда же в моду вошли гуляния на выпускной. Для выпускного девушкам стали шить белые платья с пышной юбкой и талией «в рюмочку». Это же платье, дополнив парой деталей, через несколько лет становилось и свадебным. Затем его могли подарить новой выпускнице или отложить на долгое хранение, в надежде передать дочери. В выпускном костюме нередко женились позже и парни.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
Картина «1 мая» художника Никиты Федосова (1976)
Картина «1 мая» художника Никиты Федосова (1976)
Public Domain

Во второй половине шестидесятых девушки всё ещё нередко надевали на выпускной белый наряд, но теперь он был геометрических форм и с мини-юбкой. Перешивался он как раз из свадебных платьев, и мода на мини была очень удобной: одно старое платье вполне могло превратиться в два новых. И снова выпускной наряд становился свадебным. Невеста в мини в конце шестидесятых – начале семидесятых сенсацией не была. Был и вариант, предлагаемый салонами для новобрачных: всё то же приталенное платье с пышной юбкой, но до колена. Платье с длинной юбкой было относительной редкостью: фу, мещанство!

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Где достать, как добыть?! Свадебный советский дефицит

У последующих поколений невест со свадебной одеждой возникли всеобщие проблемы. Поколение пятидесятых перешивало на платья парашютный шёлк, оставшийся с военных времён. Нельзя сказать, что его было просто достать – но материал всё же был распространённый и относительно доступный. Невесты шестидесятых могли выкрутиться, разделив одно платье старшей сестры или тёти на двоих. Но из их платьев уже было не выкроить ничего. Кроме того, мода на мини начала уходить в прошлое. Макси захватывало умы и сердца. А макси требовало материи.

Выходы по-прежнему находили разные. Во-первых, продолжать традиции социалистов Российской Империи и комсомольцев раннего СССР и расписываться в обычной одежде. Во-вторых, использовать этнические мотивы, благо они были в моде. В ход шли вышиванки бабушек или блузы, вышитые уже собственноручно. Разгуляться было нельзя, свадьбу в индийском стиле просто не впустили бы в ЗАГС, но национальные мотивы народов СССР допускались.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
Невеста в свадебном платье сидит на берегу пруда
Невеста в свадебном платье сидит на берегу пруда
Фото: Страукас/РИА Новости

Третий вариант – симпатичное макси-платье, которое после можно будет носить как вечернее, например, в театр или в гости. Котировались лёгкие струящиеся ткани. Вариант четыре: джинсы! Джинсы снизу, джинсы сверху. Дорого, стильно, молодёжно! И практично – потом наденешь ещё не раз. Правда, по слухам, в маленьких городах такую пару могли просто завернуть.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
Молодые могли жениться в обычной одежде. Фильм «Взрослые дети» (1961). Герои А. Демьяненко и Л. Алёшниковой только что расписались в ЗАГСе и вернулись домой
Молодые могли жениться в обычной одежде. Фильм «Взрослые дети» (1961). Герои А. Демьяненко и Л. Алёшниковой только что расписались в ЗАГСе и вернулись домой
Кадр: фильм «Взрослые дети»/Мосфильм

Наконец, при подаче заявления в ЗАГС будущим молодожёнам выдавали на руки «приглашения» в салон новобрачных. Без этих приглашений его нечего было и навещать: ничего бы не продали. Там можно было купить фабричное свадебное платье, как и прежде, приталенное, с пышной юбкой. Притом теперь длинная юбка стала нормой. Здесь же продавались костюмы для женихов и можно было получить ровно один комплект двуспального постельного белья, для начала семейной жизни.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
Фото: МАММ / МДФ

Конечно, были и счастливые обладательницы платьев, сшитых специально к торжеству. Или умелицы, пустившие на свадебный наряд запасы тюля, или счастливицы, которым довелось купить или как-то иначе добыть белую ткань – с ней можно было прийти в ателье. Вообще ателье, по воспоминаниям многих людей, работали в основном неплохо, и главной проблемой были не деньги или не выбор какой-то особенной мастерицы-портной, а добыча подходящей материи для заказа.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
Фото: Валерий Бушухин/ТАСС

Кто бежит за алкоголем?

Добывать приходилось и многое другое. Начиная с удобной даты регистрации. По закону, жених и невеста должны были прийти с заявлением в ЗАГС. Там им назначали (теоретически) день регистрации ровно через два месяца после подачи заявления. Многие старались подгадать так к красивой или просто удобной дате.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

По факту «хорошие» даты приберегались не то, чтобы на продажу... Но просто так иной раз сыграть свадьбу в нужный день не получалось. Тогда в ход шли подарки. Денежные взятки работники ЗАГСа брали относительно редко – в них не было большого смысла, а вот что-то более приятное и практичное, что нельзя добыть без очередей или «своего» человека, принимали охотно.

Фото: МАММ / МДФ
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

В период сухого закона в 1980-е только в салоне новобрачных можно было получить – под свадьбу – и алкогольные напитки. Это привело к тому, что порой заявление подавалось только ради талонов, а потом, получив вожделенные напитки (которые, к слову, были ходовой валютой), жених с невестой заявление забирали. Власти отреагировали быстро, и купить алкоголь стало можно только после регистрации брака. За ним бежали родные новобрачных, пока свадьба перемещалась от ЗАГСа к месту застолья.

Кадр из кинофильма «Я шагаю по Москве» (1964)
Кадр из кинофильма «Я шагаю по Москве» (1964)
Кадр: фильм «Я шагаю по Москве»/Мосфильм
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Кстати, с местом для застолья тоже было всё не просто. В шестидесятые, когда массово открывались молодёжные кафе-«стекляшки» (то есть с окнами во всю стену), туда нередко можно было прийти, не бронируя столики заранее. Но позже о мероприятиях приходилось договариваться. Если молодые были комсомольцами, было проще всего: местная ячейка комсомола пробивала помещение, например, столовую на заводе или часть кафе. В остальных случаях надо было уметь договариваться.

Нередко свадьбы старались устроить летом. Тогда можно было поставить столы прямо во дворе, или поехать к родственникам в деревню и отгулять там. В деревнях свадьбы устраивали летом из похожих соображений: проще зазвать родственников из города в гости. К тому же многие проводили у деревенской родни летний отпуск – ведь дача была не у всех, а снять чужую было не всегда просто.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
Герои кинофильма «Белые росы» (1983)
Герои кинофильма «Белые росы» (1983)
Кадр: фильм «Белые росы»/Беларусьфильм

В крайнем случае гости набивались в квартиру жениха или невесты, где хозяева накрывали стол. Стулья и табуреты одалживали у соседей; недостающую посуду, бывало, тоже.

Невинность не обязательна и почему могли быть выгодны свадьбы «по залёту»

Свадьба по причине беременности была популярна. На словах она осуждалась – «пузом отжала», но на практике такой порядок создания семьи многие находили удобным. Во-первых, беременным невестам регистрацию брака устраивали в особом порядке, идя навстречу. То есть удобнее было в мае прийти с животом и уже в начале июня отгулять свадьбу. Во-вторых, молодым семьям старались выделить жильё, хотя бы комнату в общежитии или коммуналке. Если при этом намечалось пополнение, понятно, что и жилья жених с невестой требовали себе более просторного, в идеале – отдельного; и часто им шли навстречу.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
«Свадьба на завтрашней улице», худ. Юрий Пименов (1962)
«Свадьба на завтрашней улице», худ. Юрий Пименов (1962)
Фотодом
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Наконец, беременность невесты была зримым признаком того, что с ней всё «в порядке». В СССР аборты делали по статистике в разы чаще, чем сейчас, сама операция проходила грубее, а добрачные отношения уже встречались относительно часто. Так что потеря возможности выносить ребёнка была печальной реальностью. Кроме того, мог быть выдвинут аргумент: да, уступила парню, но не побежала потом в больницу!

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Конечно, фата с животом сочеталась так себе. Поэтому в семидесятых-восьмидесятых стало обычным делом вплетать в причёску цветы, не пытаясь закрыть их фатой – символом невинности. Кстати, фата именно с венком – достаточно поздний для России фасон. Очень долго фату просто накидывали или прикалывали к волосам. Заменить её могла также шляпка с вуалью или без. Первые свадебные шляпки-таблетки появились тоже в пятидесятых, а в восьмидесятые стали сверхмодными шляпы широкополые.

Кадр: фильм «Одиноким предоставляется общежитие»/Мосфильм
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Интересно, что свадьба «из-за живота» не была советским изобретением. Историки быта отмечают, что в фабричной среде европейских городов, особенно немецких, это было обычным сценарием. Девушка начинала гулять с юношей; рано или поздно дело доходило до беременности. В этом случае приятели юноши, которые до того поощряли его показать удаль, соблазнив девушку, вдруг превращались в поборников морали и первые же наседали на товарища, доказывая, что в таких обстоятельствах он обязан жениться. Естественно, подруги девушки тоже давили на будущего отца. Так причудливо сочеталась растущая свобода молодёжи и патриархальные установки.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Без Магомаева никак: идём на праздник

На свадьбе обязательно пели и плясали. В зависимости от семьи, места, конкретного десятилетия, петь могли под баян или под гитару – но хоровое пение было делом обычным. Вот эта традиция сейчас практически утрачена, разве что кто-нибудь включит караоке. Танцевали тоже под баян, а ещё – под пластинки и магнитофон. С какого-то момента обязательной стала песня Магомаева «Ах, эта свадьба». Если праздновали в ресторане, то часто нанимали местный вокально-инструментальный ансамбль. Необязательно эстрадный – популярна была и цыганская музыка.

Пляски органично переходили в драки, а парные танцы – в тесное знакомство, из которого рождались новые свадьбы.
Фото: Рудольф Кучеров/РИА Новости
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Именно во второй половине советской эпохи появился обычай свадебного кортежа: когда участников праздника рассаживают в несколько автомобилей, и первые машины украшены лентами. Часто на бампер прикрепляли детскую куклу невесты, обряженную в крохотное свадебное платье: вот так символически невеста расставалась со своей юностью. Уже в восьмидесятых такие кортежи с куклами стали обычным делом.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
Фото: История России в фотографиях
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Часто в ЗАГС жених и невеста ехали в разных машинах: он – впереди, она – позади, «как ниточка за иголочкой». Консервативные веяния набирали силу, и это не могло не отразиться в свадебных символах и ритуалах. Уже с регистрации молодые должны были ехать вместе. Перед тем на крыльце ЗАГСа открывали шампанское или водку и разливали по бокалам – выпить за счастье молодых. Здесь же или возле помещения, где будет застолье, новобрачных обсыпали крупой – архаичным символом плодородия. Этот обычай был в ходу в деревнях, и на волне интереса к старине о нём вспомнили.

Фото: Виталий Арутюнов/РИА Новости
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Жениху с невестой могли предложить укусить от каравая. Кто больше укусит – тот в семье будет главный! Частым стал и выкуп невесты. Его могли устраивать при «выдаче» девушки – когда жених приходил, чтобы отвезти её в ЗАГС, или на входе в дом. Порой делали так и так. Жениха обступали родственники и соседи невесты, часто – пожилые женщины, и он должен был на выкуп, в зависимости от обстоятельств, дать денег, угостить алкоголем или выполнить шутливое задание.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
Фото: Сергей Субботин/РИА Новости
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Посреди застолья невесту требовалось выкупать снова – её «крали», пользуясь тем, что жених рано или поздно отвлекался на танцы или болтовню с друзьями. Пока жених занимался выкупом, невесту часто отводили туда, где она может, наконец, посетить туалет и привести себя в порядок – а потом выводили к жениху под руки.

Фото: Александр Макаров/РИА Новости
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Что подарить молодым? Конечно, кирпич!

Наконец, важной частью свадьбы были подарки. Обычай дарить их тихо, в закрытой упаковке, распространился не сразу. Обычно прямо во время застолья гости задаривали молодых. Чтобы ситуация не стала неловкой, каждый подарок, большой и малый, наделялся символическим значением. Например, над сервизом могли сказать – «чтобы вкусно елось и сладко пилось». Дарили же вещи, которые помогут молодым наладить быт: постельное бельё, хорошую посуду, детскую коляску. Лучшими подарками считались магнитофон, пылесос и стиральная машина. Такими могла похвастаться не каждая невеста.

Кстати, такое превращение любого подарка в символ давало возможность менее состоятельным гостям, например, друзьям-студентам, дарить действительно чисто символические подарки. Например, известен случай, когда молодым подарили кирпич! Для строительства семейной жизни. А вот деньги, хотя и были хорошим подарком, всё же не были самым желанным. Ведь далеко не всегда можно было пойти и купить что-то.

Фото: История России в фотографиях

Обычай, которого в советских свадьбах не было – это девичники и мальчишники. Он пришёл позже, в эпоху знакомства с голливудским кино. Кто знает, как повлияет на свадьбы нынешняя мода на азиатские дорамы...