Как вы решили прийти к работе художника по костюмам? Что именно цепляло в этой профессии?
«Работа художника по костюмам – одна из важнейших профессий»: Анастасия Обыночная о своей работе и современной индустрии

Я попала в кино случайно. Я училась на дизайнера одежды и на последнем курсе работала в ателье у своего педагога и подруги. И в тот момент она начинала свою карьеру в кино и позвала попробовать поработать у нее на проекте костюмером. Меня сразу затянуло. Я всегда знала, что хочу связать свою жизнь с творчеством и одеждой. Мне нравится, что ты не сидишь на одном месте, каждый день разная картинка, ты создаешь много образов, каждый проект – это новая история, которую ты рассказываешь миру своими созданными образами, ты всегда окружен большим количеством людей.
Работа дизайнером очень проигрывала на этом фоне. Работа художником позволяет путешествовать, я благодаря своей работе была в Сочи, Грузии, Астрахани, Шри-Ланке, Ницце, Саратове, на севере и т.д. Там, куда бы может сама я не поехала никогда. А Самое привлекательное во всем этом — это то, что ты творишь и создаешь красоту.
Поменялась ли ваша работа в последнее время: влияют ли на нее новые технологии и ИИ?
Да в целом этапы создания не поменялись, но, конечно, с помощью ИИ ты можешь гораздо быстрее воспроизвести то, что придумал. Раньше это были долгие поиски референсов, отрисовка эскизов, сейчас можно словами написать, что ты хочешь, и тебе воспроизведут картинку за считанные минуты. Это облегчает этап разработки, а дальше всё остается так же. Надо подбирать ткани, фактуры и фурнитуру. А также долгое время занимает пошив. К сожалению, ИИ еще не научился шить одежду!
Насколько развита работа художника по костюмам в России? Есть ли у вас профессиональные сообщества, отдельные премии и т.д.?
Работа художника по костюмам – одна из важнейших профессий в создании визуала фильма. Сейчас ни один фильм не снимается без художника по костюмам. К сожалению, профессиональных сообществ у нас нет, как, например, у операторов, у которых есть профсоюзы. Премии есть в рамках кинопремий. Можно получить «золотой Орел» или «Нику» за лучшие костюмы в полнометражных фильмах или «премию Апкит» за лучшие костюмы в сериалах. В этом году как раз я была в номинации, но премию не получила.

Работой над какой картиной вы гордитесь больше всего и почему?
Я горжусь каждой своей работой, потому что каждый проект это целая своя история и в каждый вложено много сил и души. Если всё же надо выделить, думаю, это проект «Комбинация». Когда я прочитала сценарий, сразу поняла, что будет очень интересно и есть где разгуляться в костюмах. Вся история длится почти 6 лет, это значит, что меняется время года, меняются костюмы, да и сами герои, что означало много интересной работы для художника.
Мы с режиссером хотели, чтобы в итоге девочки которые посмотрят наш сериал, сказали, что они хотят так же. Мне с командой нужно было создать образы актуальные сегодня, но при этом, чтобы чувствовался дух 90-ых. Это тонкая грань, и мне кажется, это было сложно, но, как мы видим, возможно. Сначала мы, скажем так, проверили это на наших актрисах, когда они приходили на примерки, мы часто слышали «Ооооо, какой образ, я бы сама в таком ходила». Плюс это история про первую женскую поп группу, там 5 девочек, да еще и в концертных нарядах, да еще и в 90-ые, где не боялись смелых решений.

Я сразу провела параллель с «Сексом в большом городе» и поняла, что это возможность сделать что-то очень крутое. И это крутое получилось, и этот проект принес мне номинацию Апкит, премию я не получила, но зато я получила очень много обратной связи по поводу моей работы и понимание, что победа не главное.
Есть ли у вас профессиональная мечта? Например, поработать с каким-то режиссером?
Конечно есть! Я бы очень хотела снять большой исторический проект эпохи Марии Антуанетты, меня вдохновляет эта дворцовая эстетика. Хотела бы снять сказку или фэнтези, для подобных проектов образы разрабатываются с нуля, а точнее с эскиза. Мне как дизайнеру одежды всегда это интересно, такое глубокое погружение в работу, где много костюмов и их все нужно создавать с нуля. Лично я очень такое люблю, потому что нет границ для творчества, можно целиком создать свой собственный мир. Мне бы хотелось делать те проекты, где эта возможность есть. И такие проекты часто получают премии, о которых я тоже мечтаю. И надеюсь, что мой Оскар меня тоже ждет.
Можете поделится советами для людей, которые тоже мечтают стать художниками по костюмам?
Творить, создавать и любить то, что ты делаешь.
Вы работали в картине «Ритмы мечты» расскажите, в чем особенность костюмов фильма и с какими трудностями пришлось столкнуться во время их разработки?
Главная особенность, что это фильм про танцы. Там своя специфика, из-за которой надо было создавать так, чтобы танцорам было удобно, но при этом костюмы должны оставаться модными и стильными. Плюс в фильме большое количество детей, детям тоже должно быть очень комфортно, чтобы ничего их не отвлекало и не мешало в танцах и в игре, и при этом всё должно быть в рамках концепции.

Самое сложное было придумать, разработать и сделать костюмы из картона, так чтобы в танцах это не развалилось. Мы снимали в жару в павильоне, и, конечно же, всё равно после каждого дубля приходилось что-то ремонтировать. Но в кадре смотрелось супер. Но самое классное, что этот костюм одного из главных героев всё-таки немного развалился в другой день, когда мы снимали очень важную сцену: когда он бежит за мамой, и они разговаривают, и в конце отвалилась деталь. И это мне показалось очень в тему, и, вроде как, этот дубль и вошел в монтаж. Вообще, это очень классный проект. Я давно хотела снять проект про танцы. Мне нравится мир танцев, у танцоров своя энергия и стиль, которые, я надеюсь, нам удалось передать.
