Как запустить музыкальный проект для детей, сделав его модным и прибыльным. История Дарьи Камышенковой

Дарья Камышенкова — выпускница Российской академии музыки имени Гнесиных (дирижер академического хора), основательница проекта Mozart for kids, хорошо знакомого родителям дошкольников в Москве. После очередного концерта, на котором уснули ее ученики, она подумала, что нужно делать что-то свое, давать такие программы, где детям точно будет не скучно. Подходящим временем стала пандемия. Кажется, в тот период многие задумались о том, что в жизни пора что-то менять.
Марина Кузнецова
Марина Кузнецова
шеф-редактор онлайн-медиа «Новый очаг»
Как запустить музыкальный проект для детей, сделав его модным и прибыльным. История Дарьи Камышенковой
Фото: Личный архив
Содержание

Камерный формат сохраняем до сих пор

Свой проект я запустила в пандемию. Изначально это была просто идея собрать мам с района, так скажем, и организовать концерт для них. После первого я поняла, что это очень классная тема, всем понравилось, было много хороших отзывов. На первый концерт я пригласила только 10 семей с маленькими детьми. Сначала — концерт. Живая классическая музыка, которую сопровождает рассказ ведущей. Затем возможность потрогать инструменты, попробовать извлечь звук, пообщаться с музыкантами. Этот формат сохраняется до сих пор.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Были периоды, когда у нас были концерты раз в месяц, потом мы делали раз в две недели. Я понимала, что самое важное — это регулярность. И поэтому мы иногда делали концерты и для трех мам, и для четырёх, и для пяти.

Тогда ещё с блогерами не работали от слова совсем. Было только сарафанное радио. Сами вели соцсети, я сама подписывалась на кого-то, писала комментарии, просила соседей, чтобы они написали в родительском чате о проекте. И так постепенно-постепенно мы увеличивали число концертов. То два в месяц, то три, а потом уже пять-шесть, и так далее. В декабре 2024 года мы дали 75 концертов.

До того, как я вообще решила в эту тему окунуться, у меня был соответствующий опыт. Я работала музыкальным руководителем в детском саду, потом в музыкальной школе, вела хоровые дисциплины, работала в частном детском театре, частно преподавала. Собственно, это и дало мне такой большой толчок в понимании того, что нужно детям. Например, когда я собирала своих учеников, и мы выбирались на какой-нибудь концерт классической музыки, я с трудом могла подобрать что-то подходящее. Помню, как у меня дети уснули на одном концерте! И я поняла — нужно что-то делать с индустрией, иначе прививать детям интерес к классической музыке. Наверное, тогда появились мысли о собственном проекте, который затем вылился в Mozart for kids. 

На концертах проекта дети не сидят: можно ходить, проявлять эмоции
личный архив
А после концерта малыши знакомятся с инструментами и музыкантами
личный архив
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

А потом я ушла в декрет, у меня родился сын, и спустя время я поняла, что не особо в индустрии что-либо поменялось, и я поставила для себя задачу менять что-то самой.

Каждый месяц новые сложности

В чём основная сложность моего бизнеса? На самом деле каждый месяц возникают новые сложности. Иной раз сложно найти помещение, ведь это должна быть стабильная площадка, с адекватным руководством, в месте, куда легко добраться, где есть парковка, где есть место для колясок и самокатов, где, наконец, просторно и светло.

Но самое сложное, наверное, — это донести ценность проекта тем людям, которые пришли к нам первый раз. Потому что большая часть наших зрителей — это постоянные зрители, и таких у нас 70%, то есть уровень возвратности людей высокий. Мы сами себе задаем высокие стандарты, мы очень следим за всеми деталями, вплоть до того, как встречает администратор вас, что он вам пишет до концерта, какой фотограф будет работать на площадке, как выглядят музыканты и что они играют, как ведущие взаимодействуют с детьми.

На качестве продукта я всё время держу фокус. И самый важный вопрос, который мы себе задаем на всех созвонах: «Как прошёл концерт?"Разбираем каждый в деталях.

Отдельно скажу про команду: семь человек непосредственно в моем подчинении. Далее у нас уже есть куратор по музыкантам, а музыкантов в постоянном штате около тридцати человек, а в декабре еще больше людей привлекаем. У нас есть ведущие, фотографы и отдельно администраторы. Суммарно около восьмидесяти человек уже получится.Так мы разрослись за четыре года. У нас дружная команда и плотное комьюнити, мы все болеем за это дело!

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
Дарья Камышенкова
Дарья Камышенкова
личный архив

Проект растет, появляются новые форматы. Например, в какой-то момент я поняла, что мне самой хочется вести концерты, но детский формат мне уже менее интересен. Так появились наши концерты классической музыки для взрослых, которые я веду сама. Появился «Нетворкинг для мам», где мамы общаются друг с другом, мы приглашаем спикеров, задаем тему встречи. Я завела отдельный канал в телеграме «Звуки бизнеса», где я рассказываю именно про бизнес, для меня это возможность помочь кому-то, кто тоже хочет развивать детские коммерческие проекты. Плюс я начала давать бизнес-консультации.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Можно ли заработать на детском проекте

За больше, чем четыре года существования проекта не было ни одного месяца, когда бы я чему-то не училась. Это безостановочный процесс, я всё время нахожусь в стадии обучения. Есть у меня и консультанты, которые помогают в каких-то серьезных вопросах. Например, тот же налоговый консультант, есть бизнес-коуч. Мне всегда работали только «в белую», сотрудничаем со многими госучреждениями (с библиотекой РГДБ, ГЭС-2, музеем русского импрессионизма и не только), поэтому важно, чтобы вся отчетность была в порядке.

Поначалу мне сложно давалась работа с финансовой документацией, казалось, я же человек творческий, я лучше буду программы придумывать, чем в нюансы налогообложения вникать, но быстро стало понятно, что с этим обязательно нужно разобраться.

Всем, кто хочет вести свой бизнес, советую самостоятельно разобраться во всех нюансах, не пускать эти вещи на самотек и не отдавать полностью на откуп другим людям.

В последнее время часто спрашивают, прибылен ли мой проект. Сложился стереотип, что на детях нельзя зарабатывать, на творчестве не зарабатывают. Видимо, это все наши установки из советских времен. Мне не стыдно сказать, что Mozart for kids — это проект, который приносит мне не только удовольствие, но и основной доход, прибыль. И я думаю, что проект будет только расти, развиваться и приносить еще больший доход.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
Дарья Камышенкова
Дарья Камышенкова
личный архив

Как привить детям любовь к музыке

Еще один популярный вопрос в мой адрес: как привить детям любовь к музыке, когда отдавать в музыкальную школу? А я всегда хочу спросить в ответ: «Вы какую потребность хотите закрыть музыкальной школой?» Если вы сами любите классическую музыку, то вы найдете способ познакомить с ней ребенка. Я, например, дома классическую музыку не слушаю — хочу побыть в тишине. Когда душа просит — хожу на концерты, в оперу, в театр. Например, с мамами из нашего нетворкинг-сообщества. Раз в неделю мы куда-то выходим, потом обсуждаем, делимся впечатлениями. С пятилетним сыном очень любим концерты 6+ в филармонии. Наш формат все-таки камерный, а он растет и хочется знакомить его, например, с симфоническим оркестром — это совсем другие впечатления. 

При этом я пока не смогу ответить на вопрос, пойдет ли мой сын в музыкальную школу. Это будет зависеть от того, как он будет справляться с нагрузкой в общеобразовательной школе (ему пять лет сейчас). И, соответственно, когда я пойму это, тогда и начну подбирать формат. Но цели делать из него музыканта точно нет. А родителям я всегда советую начинать с хоровой школы, сын как раз в такой учится. Я амбассадор хорового творчества, считаю, что это один из самых доступных и приятных способов знакомства с музыкой. Голос — это наш природный инструмент, которым все мы владеем, обучение в хоровой школе это возможность и поучаствовать в концертах, и посмотреть на музыкальную жизнь изнутри, и поработать с вокалом, конечно.

Дети все разные, поэтому кому-то подходит больше формат обучения в группе, кому-то комфортней работать один на один с педагогом. Отталкивайтесь от ребенка.