Белый след. Кто придумал ботанический барельеф и как его сделать своими руками

Ботанический барельеф – вид handmade-искусства, который моментально Увлекает всех, кто к нему прикасается. Мастер-керамист Татьяна Сенченко в 2020 году, за неделю до локдауна, попала на очный мастер-класс по ботаническому барельефу и увлеклась им всерьёз. Она поделилась с читателями «Нового очага» советами для тех, кто тоже хочет заниматься этим творчеством.
Белый след. Кто придумал ботанический барельеф и как его сделать своими руками
Фото: из личного архива
«Оказавшись вне офисной жизни на долгий период, я стала творить в новом для себя направлении и через два месяца поняла – вот оно, моё! Большинство работ я создаю в своей дачной мастерской под Боровском в Калужской области, черпая вдохновение в природе нашего края. Самостоятельно собираю растения в лесах, на лугах, экспериментирую с формами, составами, тонировкой. Я предпочитаю работать с дикоросами: они живые, со своей пластикой и энергетикой. Всем своим существом растения повествуют о жизни, даже когда мы переносим их в гипс».
Содержание статьи

Что такое ботанический барельеф и как он появился?

Ботанический барельеф – объемный оттиск живых растений на гипсовой плоскости. Эта техника позволяет запечатлеть в предметах для интерьера совершенство окружающей природы. У нее интересная и романтическая история возникновения. Около 10 лет назад английская художница Рейчел Дейн зашла в цветочный магазин и попросила подобрать цветы, входившие когда-то в ее свадебный букет. У нее возникла идея запечатлеть их в слепке и подарить его мужу на годовщину свадьбы.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Результат работы художницы настолько понравился флористам, что техника ботанического барельефа быстро нашла своих последователей. Рейчел же поняла, что для отпечатков можно использовать не только растения и цветы, но и грибы, кору, плоды, шишки, кусочки кружева или тканей. Работы выходили очень декоративными, необычными и неповторимыми – ведь получить два одинаковых оттиска просто невозможно.

В Россию техника ботанического барельефа пришла около 7 лет назад, но только сейчас начинает приобретать популярность.

Если хотите освоить её, мой совет – найти мастера и отправиться на живое занятие. Во-первых, вы сможете не только изучить все тонкости процесса, освоить разные приёмы и разобраться в необходимых материалах, но и узнать личные лайфхаки мастера и в итоге после одного занятия самостоятельно создавать авторские работы. Во-вторых, мастер-класс позволит вам расширить круг общения и найти близких по духу людей, также увлеченных творчеством. Теперь вопрос «что подарить друзьям на Новый год и другие праздники?» уже не будет вас волновать. Конечно же, барельеф!

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
Ботанический барельеф
Фото: из личного архива
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Материалы

Одна из ключевых вещей в создании работы достойного уровня – качество и свойства специализированных материалов и инструментов.

Глина

При выборе необходимо учитывать ряд показателей: она должна быть низкотемпературной, без шамота, обладать определенными свойствами пластичности. Лучше покупать глину в специальных магазинах для керамистов, в маркетах для хобби выбор очень ограничен. К слову, цвет глины влияет на оттенок будущей работы. Терракотовая глина, голубая, коричневая, черная окрашивают гипс на этапе нагревания.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Гипс

В магазинах для рукоделия можно найти гипс в небольшой фасовке, до 5 кг. Этого достаточно, чтобы создать несколько первых работ.

Растения

Дикоросы – лучший выбор. Есть целый список растений, которых стоит избегать в работе с ботаническим барельефом по разным причинам. Например, розы, пионы, хризантемы, гортензии нужно использовать с большой осторожностью, так как отпечаток существенно искажает природную форму растения.

Ботанический барельеф
Фото: из личного архива
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

7 этапов работы над ботаническим барельефом

  • Определяем форму, размер, тип, цветовую гамму работы, растений и в целом композиции. С планом в голове легче работать над своей задумкой.
  • Готовим глину для оттиска – раскатываем ее в пласт равномерной толщины.
  • Выстраиваем композицию из растений на глиняном пласте и вдавливаем растения в глину.
  • Когда отпечаток получен – новый этап: необходимо установить борта будущей работы. В настоящее время можно купить специальные формы (опалубки) из пластика, пеноплекса, дерева. Подойдут также пластиковые контейнеры, некоторые разъемные кулинарные формы. Можно создать борта из той же глины, на которой мы работаем.
  • Готовим гипсовый раствор и заливаем его в созданную форму. Устанавливаем крепления при необходимости.
  • Когда гипс затвердеет, снимаем опалубку, освобождая работу от глины. На этом этапе производим первичную обработку. Теперь можем оставлять работу на сушку в естественных условиях, она занимает до 7 дней.
  • В завершение процесса (по сухому гипсу) необходимо выполнить финишную обработку. Полный цикл создания одной работы – около полутора недель.
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
Ботанический барельеф
Фото: из личного архива