Свобода стиля: мнение эксперта о возрастных и гендерных стереотипах

Сегодня мода, к счастью, стала более милосердной к женщинам за 30, выпустив на подиум возрастных моделей, снимая их на обложки глянцевых изданий и в рекламных кампаниях. О возрастных и гендерных стереотипах, о возможности и желании выглядеть так, как хочется, руководствуясь исключительно собственным чувством прекрасного, рассказывает колумнистка, авторка телеграм-канала i hate fashion Саша Манакина.
Свобода стиля: мнение эксперта о возрастных и гендерных стереотипах
Кадры из сериала «И просто так» – ребута «Секса в большом городе»
Саша МАНАКИНА

Почему ты как мальчик, надень юбку! Не стригись коротко – совсем на пацана будешь похожа. Девочка должна быть женственной. Это платье слишком короткое, а это – слишком длинное. Оделась, как проститутка. Закуталась, как монашка. Что это за мешок вместо одежды? С твоей фигурой не надо носить обтягивающее. Сильный макияж – для дур. Без макияжа – ты что заболела? Замажь прыщи – неприятно. Закрась седину – она старит. В твои годы еще нужно следить за собой. Тебе это уже не по возрасту – не молодись. Слишком цветное – для молодежи! Ну и чего ты в черном, как смерть? Неестественный цвет волос – это глупо! Какая-то прическа у тебя скучноватая. Пора подколоть морщины. Только неуверенные в себе делают пластику. Надень каблуки. Не будь выше мужчины. Тебе нужно похудеть, но не слишком – мужики на кости не бросаются. На тебя должно быть приятно смотреть! Зачем ты привлекаешь к себе столько внимания?

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
мода женщины
Getty Images
мода женщины
Getty Images
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Оденься – разденься. Накрасься – умойся. Отрасти волосы – подстриги волосы. Похудей – потолстей. Будь такой, какой тебя хотят видеть. Милой, удобной, по возрасту, постоянно меняйся, подстраивайся, перекраивай себя, как вечно плохо сидящий пиджак.

мода женщина
Getty Images
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

С малых лет со всех сторон женщина слышит требования к своей внешности, которым нужно соответствовать. Рассказывающие «какой надо быть» родители, учителя, одноклассники, друзья, партнеры, любовники, мужья, начальство, подруги, сериалы, реклама, журналы, дизайнеры – все знают, как нужно выглядеть женщине. Случайно оставленные комментарии, насмешки, советы по поводу и без навсегда остаются в памяти и формируют представление о себе – не очень объективное, если честно.

И просто так...
Кадр из сериала «И просто так» – ребута «Секса в большом городе»
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Ах, если бы комментариями про внешность все ограничивалось! Обычно в комплекте из непрошеных мнений идет и порядок стандартов, по которым нам следует жить. Учись хорошо, но не будь слишком умной. Проявляй заинтересованность, но не настойчивость. Будь скромной, но не ханжой. И главное, всегда следи за собой, а то не найдешь Того Самого. А как найдешь – следи еще сильнее, ведь если перестанешь – Тот Самый уйдет к другой. А еще – умудрись построить карьеру, вовремя родить ребенка, будь интересной личностью, чтобы лайкали в «Инстаграме», всегда красивой и желанной, и все это – не попрощавшись с молодостью.

И в этом марафоне и погоне за чужим одобрением можно однажды проснуться, не узнать себя и не понять, куда ты бежишь.
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Наши представления о внешности тесно связаны с представлением о взаимосвязи возраста и успеха. Если к 30 годам женщина обязана обзавестись крепкой семьей и удачной работой, значит, и выглядеть она должна соответствующе. Сменить короткую юбку на вариант подлиннее, высокие каблуки – на удобные и демонстрировать символы статуса как минимум в виде брендовых сумок. А в 50 и вовсе успокоиться – сидеть на пенсии и передать потомкам все цветные вещи как винтажный артефакт. Но можно ли сказать сегодня, что эти возрастные рамки отражают современный ритм жизни?

И просто так...
Кадр из сериала «И просто так» – ребута «Секса в большом городе»
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Интересно, но мы воспринимаем демографические категории (и то, как в этих категориях нам нужно выглядеть и себя вести) так, как нам они достались от сильно предыдущих поколений. Мы не берем в расчет достижения медицины, технологий и более спокойную социальную обстановку, существенно увеличивающие нам жизнь последнее столетие. Сегодня можно дольше оставаться ребенком, быть молодым и стареть, когда захочешь. А значит, нам пора прощаться с убеждениями о несоответствии возраста, нарядов и нашего статуса.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
И просто так...
Кадр из сериала «И просто так» – ребута «Секса в большом городе»
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Надо сказать, что первые подвижки на пути к освобождению женщин от диктата молодости заметны и в моде, и в поп-культуре. Так с середины 2010-х индустрия роскоши внезапно вспомнила про тех, кому за 30. И с легкой руки дизайнеров, кастинг-директоров, стилистов и фотографов на подиуме и в рекламных съемках появились возрастные модели, которые несли не только одежду, но и свои годы – с достоинством. Одним из первых брендов, начавших активно двигаться навстречу всем возрастным и социальным группам, был Vetements. С 2017 года на его показах стали стабильно появляться и женщины, и мужчины, которых еще несколькими годами ранее индустрия моды просто не воспринимала (что странно, ведь это платежеспособная группа потребителей). Неправильным будет не упомянуть, что и до Vetements на подиумах задолго до появлялись модели в возрасте – например, у Jean Paul Gaultier, Comme des Garçons и Helmut Lang. Но это были скорее исключения, лишь подтверждающие правило о том, что мода – лишь для молодых.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
мода женщина
Getty Images
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Помимо Vetements, сегодня взрослых моделей можно увидеть на показах Dries van Noten, Lemaire, Balenciaga, Gucci, Simone Rocha и других брендов, которые уже не пытаются продать идею вечной молодости. Женщины со следами возраста на лице появились и на страницах, и даже на обложках журналов – и уже не в качестве иллюстрации рекламы косметических процедур в категории «до». Так, в 2016 году на обложке Sports Illustrated оказалась 56-летняя Никола Гриффин в бикини, в том же году Йоко Оно – в календаре Pirelli, ну и обложки библии моды (и молодости) Vogue украшали Лорен Хаттон, Мэй Маск, Бенедетта Барзини и другие прекрасные женщины (за что им спасибо!).

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
мода женщина
Getty Images

Отечественная индустрия тоже сдает бастионы – в России уже не первый год работает модельное агентство Oldushka для людей элегантного возраста, и работает более чем успешно. Герои агентства оказываются в эдиториалах и каверстори модных журналов, рекламных кампаниях и в инстаграмах брендов – причем работающих на совершенно разную аудиторию.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
мода женщина
Getty Images
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Немаленькую роль в том, как мы видим возраст, играет поп-культура. Вернувшийся в этом году «Секс в большом городе» в виде ребута «И просто так» стал своеобразным терапевтическим контентом и для сегодняшних 30-летних, и для ровесниц героинь сериала. Успешные, красивые, не стесняющиеся своих пятидесяти (но безусловно рефлексирующие) показывают не только яркие наряды, за которые их полюбили два десятилетия назад, но и то, что искать себя не поздно никогда.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Так, может, и не нужно ставить галочки напротив «успеть до тридцати», пытаясь обогнать себя. Давайте остановимся и попробуем решить, какими и когда нам быть, сами.

И просто так...
Кадр из сериала «И просто так» – ребута «Секса в большом городе»