Кнуты и пряники
![Кнуты и пряники Кнуты и пряники](https://www.novochag.ru/upload/img_cache/7a3/7a3d0ec3851c873e94e68b3f295a5175_ce_148x120x0x0_cropped_510x340.webp)
Надо наказывать детей или нет? Наверняка все родители не раз задавали себе этот вопрос. Конечно, никаких физических наказаний быть не должно. Но совсем без наказаний тоже нельзя, потому что дети — маленькие людоеды. Они сразу поймут, что им сходит с рук что угодно, и тогда — держитесь!
Когда я была молодой мамой, у нас в семье произошел неприятный случай: в доме пропали деньги. Причем ситуация была нелегкая, потому что один ребенок у меня был приемный, а другой — свой. Моему — три года, приемному — шесть. Мне приходилось все время себя контролировать, чтобы не показалось, будто к своему ребенку я отношусь с любовью, а ко второму — отстраненно и вежливо. Ведь такое отношение очень травмирует психику ребенка.
К тому же мы жили очень бедно, потому что оба были научными сотрудниками. Я получала 120 рублей, муж — 140. Мой отец от нас ушел, а мама-пенсионерка помогала с детьми. Тогда большинство людей так жили. Деньги у нас считались практически до копейки — от зарплаты до зарплаты. Дома был маленький загашник, который находился под постоянным контролем. И вот однажды там исчезли деньги. Кто их мог взять в квартире, где мы живем? Водопроводчики не ходили, авантюристов среди наших друзей не было. Понятно, что дети.
Муж был в бешенстве, чуть ли не с кулаками готов на них наброситься. У меня тогда было совсем мало опыта, но все-таки я инстинктивно поняла, что надо делать. Сказала мужу: «Спокойно!», пошла в комнату к детям и спрашиваю: «Показывайте, что купили на сворованные деньги». Получается, что я взяла их на понт, сделала вид, что уже все знаю — кто и что стащил. Иначе они начали бы врать и выкручиваться, а так они молча посмотрели друг на друга и вытащили две подзорные трубы, причем одинаковые. Я им говорю: «Какие же вы дураки! Хоть разное покупали бы, чтобы потом меняться! Зачем вам подзорные трубы?» Оказалось, они решили из окна наблюдать в подзорную трубу за тем, что происходит во дворе. Денег эти трубы стоили немерено, потому что там была сумасшедшая оптика. Случилось это в ноябре. И я сказала: «Ну что, теперь будет вам наказание: считайте, что вы сами себе Деды Морозы. Вы эти трубы и получите на Новый год!» Я все это выдержала до конца. То есть праздник был, елка была, а подарков не было! Дед Мороз обиделся. После этого ничего подобного не повторялось.
Я до сих пор придерживаюсь таких же методов — есть проступки, которые надо приостанавливать. Они нехорошие и действительно могут потом вырасти в привычку, но все равно нельзя позволять себе ни ремней, ни крика.
Я считаю, с детьми нужно обращаться, как на работе с нерадивыми сотрудниками. Чтобы ребенок не поступал так, как не надо, ему нужна мотивация. Лучше всего добиться от детей собст-
венной ответственности. Вы забрали деньги у родителей без разрешения? Вы остались без подарков, потому что отвечаете за свои поступки.
Я и свою дочку Машу воспитываю точно так же: наказываю ее очень редко, скорее нахожу компромисс. Примерно так: «Уроки, Маш, сделала?» — «Нет». — «Ну, тогда делай». — «А у меня тут мультик такой интересный!» Я говорю: «Ну ладно, смотри свой мультик, но после этого принеси мне и покажи, как ты сделала уроки. Договорились?» — «Да». Я считаю, что легче дать посмотреть мультик, чем долго препираться. Если мультик закончился, а уроки все не делаются, я напоминаю об ответ-
ственности: «Мы же договорились! Ты сказала "да", это теперь твое слово, и ты несешь за него ответственность».
Если у ребенка есть какая-то мотивация, надо этим пользоваться. Мальчишкам я говорила: «Если вы хотите ходить в суперджинсах, рассекать на машинах и иметь благополучные семьи, то поймите, что без образования у вас ничего не получится. Вам сейчас 15 лет, но когда вы вырастете, то будете несчастными мужиками, на которых жены с утра до вечера орут». Когда с детьми говоришь по-взрослому, они все понимают. Они же видят, как живут взрослые. Нам только кажется, что они ничего не знают, а они все замечают!
Еще пример: моей Маше надо зубы исправлять, а она брекеты носить не хочет, хоть ты умри. Я ей говорю: «У тебя есть какие-нибудь друзья в школе?» — «Есть». — «Нравится какой-нибудь мальчик?» — «Нравится». — «И как он к тебе относится?» — «Хорошо». — «Это сейчас он к тебе относится хорошо, а в 17 лет он увидит твои кривые зубы и поменяет тебя на другую девочку, у которой зубы прямые. Чтобы мужчинам нравиться, надо, чтобы зубы были красивые!» И она все понимает.
Я говорю с детьми, как со взрослыми, — это мой самый главный принцип.
Свои личные комментарии для Ирины вы можете прислать по электронной почте.