7 лучших российских драм и триллеров 2023 года. И одна комедия!

Уходящий год отличился не только запоздалой осенью и безумными снегопадами, но и внушительным урожаем хороших фильмов. От экспериментальных и скандальных сериалов до жизнеутверждающих полных метров, которые можно смотреть и пересматривать все новогодние каникулы.
7 лучших российских драм и триллеров 2023 года. И одна комедия!
Редакционный коллаж
Содержание статьи

«Библиотекарь», сериал, городское фэнтези

Кадр: сериал «Библиатекарь» / Wink
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Режиссер: Игорь Твердохлебов

О чем: Актер Алексей Вязинцев (Никита Ефремов), которого ни в один проект не берут, едет в захолустное Широнино продавать квартиру скоропостижно скончавшегося отца. На родителя он зол, тот бросил их с матерью много лет назад. По ходу дела выясняется, что папа умер не сам. И ему было явно не до семьи. Папа возглавлял тайную «читальню» для посвященных. И теперь сын должен стать вместо него «библиотекарем». То есть в данный проект Алексея взяли, но можно ли назвать это везеньем? Ведь теперь он часть мистического сообщества, сражающегося (буквально врукопашную) за загадочные книги советского писателя Громова.Обычные скучные сборники с желтыми страницами патриотического содержания на самом деле, если их читать вслух и медленно, дают участникам действа сверхвозможности: Силу, Ярость, Память, Терпение, Власть, Радость. Тот, кто хоть раз попал под их воздействие, не останется прежними. Книги — своего рода «кольцо всевластия», которое захватывает. Участнику «читальни» обычная жизнь более неинтересна. За право обладать потрепанными страницами происходят кровавые бойни. Седьмую книгу Смысла никто не видел, о ней даже боятся думать, а книга тем временем ждет Алексея.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Детали: Необычный и стильный сериал с ностальгическим советским привкусом. Первое, по сути, вменяемое российское городское фэнтези снято по мотивам одноименной книги Михаила Елизарова. В 2008-ом году роман получил премию «Русский Букер». Кстати, сам писатель снялся в эпизоде в начале шестой серии, он сидит среди главных библиотекарей в зрительном зале.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

«Цикады», сериал, драма

Кадр: сериал «Цикады»/Evolution Pictures Film Company
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Режиссер: Евгений Стычкин

О чем: По атмосфере и ужасающей искренности описания жизни подростков сериал можно было бы назвать российской «Эйфорией». Наркотиков меньше, зато остального насыпано с горкой. Привлекательный угар. Одиночество детей. Жалкие родители: кто-то спился, кто-то фанатично ищет мужика. И пропасть между ними. Авторы ставят самый больной на свете вопрос — а хорошо ли мы знаем наших детей, на самом деле? И всякие ли папа с мамой застрахованы от сказанного ребенком: «Люблю вас, но иногда мне хочется, чтобы вас не было». С первых кадров зритель понимает, что на вечеринке одиннадцатиклассников произошло что-то страшное. Есть жертвы. Но кто стрелял и в кого – остается загадкой до самой последней серии. Повествование ведется обрывочно, но бойко и логично. Настоящее время с флешбеками перемешано умело, смысловых дыр нет, каждая серия держит в напряжении и как бы легком голоде. Ружье, показанное вначале, обязательно выстрелит в финальной серии. И имя стрелка многих повергнет в шок.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Детали: Шоураннер сериала Александра Ремизова и режиссер Евгений Стычкин работали в том же составе на проекте «Нулевой пациент», только сейчас Евгений единственный режиссер. Нелинейная форма подачи, когда сюжет строится, как пирамидка, из фрагментов прошлого и настоящего, скорее всего, позаимствована оттуда. И использована очень удачно.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

«Слово пацана. Кровь на асфальте», сериал, драма/криминал

Кадр: сериал «Слово пацана»/Wink
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Режиссер: Жора Крыжовников

О чем: Талантливая режиссерская фантазия на тему конкретного исторического явления конца 80-ых – взрыва молодежной преступности в Казани. Жора Крыжовников с командой единомышленников подробно изучил одноименную книгу журналиста Роберта Гараева о действиях группировок с конкретными сводками и монологами свидетелей и выдал продукт настолько мощный, что не осталось ни одного авторитетного блогера, не высказавшегося на его тему. Запрещать-не-запрещать-романтизация зла — шум в прессе и соцсетях не унимается и ныне. Подростки снимают видео для тик-токов с плашками «чушпан». А их родители негодуют – фильм заразит детей «улицей», но втихаря смотрят слитые в сеть еще непокрашенные и неозвученные седьмую и восьмую серии. Одно можно сказать точно – от истории о пай-мальчике, которого затянуло в уличную банду, оторваться невозможно.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Зло показано ярче добра, но возможно, это и есть та правда, о которую разбиваются любые «мнения». «Это история медленного схождения в ад человека, который сделал неправильный выбор» — отвечает умникам сценарист сериала Андрей Золотарев.

Детали: Печатный тираж книги Роберта Гараева «Слово пацана. Криминальный Татарстан 1970-2010-х» раскупили в стране полностью. И теперь издательство готовит к выходу дополнительный тираж – 16 тысяч экземпляров. А еще ходят слухи, что восьмую серию фильма переснимут, которая по словам создателей будет «принципиально другой».

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

«Плейлист волонтера», сериал, драма

Кадр: сериал «Плейлист волонтера»/Okko
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Режиссёр: Максим Свешников

О чем: Захватывающий процедурал о буднях поисковых отрядов. В каждой серии отдельный кейс, свой потеряшка. В главной роли Иван Янковский, бывший исчезнувший, который нашелся и заболел волонтерством. Оказывается, на добро можно подсесть, особенно если в обычной жизни все складывается не очень. Сериал получился уютным, живым, с человеческими разговорами и объемными характерами героев, которые в лесу герои, а дома с проблемами, и их подчас очень сложно решить, лучше уж фонарь на голову и по болотам.Чем особенно фильм хорош, у авторов получилось смешать экзотику профессии поисковиков (чего стоят их специальные словечки: «забросы», «корды» и облачение со скотчем на штанинах) с теплыми диалогами и периодически довольно страшными «находками». В каком виде кого найдут? Как это выдержать? Когда начнется адаптация к стрессу или он и есть главный кайф? Сколько этим можно заниматься? Все эти вопросы не вылезают из головы, пока глотаешь серию за серией.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Детали: Сериал снят по книге реального волонтера, журналиста Артема Ляшенко, который в свое время втянулся в деятельность поискового отряда «Лиза Алерт». В 23-летнем возрасте он сделал волонтерскую карьеру, став координатором, как и персонаж Янковского. Впечатлений за время работы накопилось на целую книгу, которую он издал под псевдонимом Мршавко Штапич, что в переводе с сербского означает «худой дрищ». Штапич – также фамилия главного героя в фильме.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

«Ласт квест», сериал, триллер

Кадр: сериал «Ласт квест»/Okko
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Режиссер: Петр Федоров

О чем: Очень странное произведение, этакий мутный арт-хаусный сон бывшего рейвера. Непонятное время. То ли 90-е, то ли наше. Тоскливые пейзажи почти без людей. Все серое. Цементные стены офисных коридоров, брошенные стройки, черный холодный лес, под грязным снегом которого спрятаны закладки. Главный герой – замотанный риелтор в прямоугольных очках, с отросшими масляными волосами, плотно сидящий на порошке. Цвет в кадре появляется только когда кто-то находится в трипе, коме или тик-токе. Тогда мы видим красивые фантазийные картины и медитативные вращения под отборные музыкальные треки. Кстати, о музыке. Здесь ее много.

Ведущая линия – электроника, от техно до транса, есть также «Реквием» Моцарта и русские народные напевы в современной обработке. Перед нами явный эксперимент на поле сериалов, и довольно удачный. Фильм затягивает. Он красив в своей лаконичной беспросветности. На мытарства невезучего наркомана Олега, который случайно откопал не тот пакет, и теперь его сына держат в заложниках, интересно смотреть. Мало того, главного героя играет бывший мачо-мен Петр Федоров, сумевший перевоплотиться в человека-пустоту, робота-функцию, у которого с каждой серией цель все страшнее оправдывает средства.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Детали: На главную роль Петр Федоров назначил себя сам, так как является и режиссером, и сценаристом, и даже композитором фильма. Эта история выросла из его же короткометражки 2019 года, в которой бедолагу риэлтора сыграл Александр Яценко.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

«Бешенство», п/м, триллер

Кадр: фильм «Бешенство»/ВОЛЬГА

Режиссер: Дмитрий Дьяченко

О чем: Бесконечно красивые снежные пейзажи, буквально заиндевевшие картины в каждом кадре. Старое сельское кладбище в сугробах, между памятниками нервически-злой Алексей Серебряков возит за шкирку своего сына в героиновой ломке. Мол, посмотри, все они, были, как ты, а теперь они здесь. Дальше больше. Он приковывает его к батарее, посадив в доме друга детства в глухой алтайской деревне. Казалось бы, сейчас мы будем наблюдать пыточную историю выздоровления наркомана, но звучит фраза «Тайга, она слабых не любит». И действие неожиданно разворачивается в саспенс. Из леса прибегает бешеный волк, больше похожий на оборотня или зомби из американского хоррора, и разрывает в клочья всех, кого видит на пути. Этот волк не единственный. Бешенству зараженных зверей противопоставляется бешенство героинщика, готового на все ради дозы.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Фильм захватывает, с одной стороны, жесткими кадрами в стиле «Челюстей», только вместо акулы зараженные медведь и волки, с другой – тонкой психологической линией взаимоотношений отца и сына.

Детали: Режиссер фильма Дмитрий Дьяченко, больше известный как комедиограф, автор фильмов «О чем говорят мужчины», «Кухня в Париже», «Супербобровы», «Последний богатырь» и «Чебурашка», видимо, устал шутить. Говорить серьезно, показывать страшно у него тоже хорошо получилось.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

«Поехавшая», п/м, комедия

Кадр: фильм «Поехавшая»/START
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Режиссер: Антон Маслов

О чем: Жизнеутверждающее роуд-муви о том, как можно разделаться с кризисом 30-летия. Если тебе стукнула эта цифра, на день рождения в ресторан никто не пришел, парень изменил, а от работы тошнит, берешь велосипед, сажаешь домашнее животное в повозку и едешь куда глаза глядят. В данном случае девушка Анна едет к маме в Нижний Новгород, с которой не разговаривала 13 лет. По дороге с ней случается всякое – непогода, поломки и опасные встречные. Но ситуацию спасает тот факт, что Анна рассказывает про все происходящее с ней в своем блоге, и к ней, такой бедовой и искренней, прикипает огромное количество подписчиков. Где-то на середине пути Анна становится звездой, ее отогревают и спасают совершенно незнакомые люди. И конечно же, кто не рискует на трассе, того не догонит судьба на более профессиональном велосипеде. Фильм веселый, с хорошим юмором и оригинальными вставками-видениями, в которых девушку преследует обвиняющая мать с вечными претензиями «ни мужика», «ни детей». Эти страхи тоже залечит дорога.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Детали: Фильм – экранизация книги любительницы вело-забегов Анны Смолиной «А чего дома сидеть», которая описала собственную поездку на велосипеде в Магадан с собакой Капой. Путешествие длилось полгода, за это врем Анна и Капа проехали 6 тысяч километров.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

«Праведник», п/м, драма

Кадр: фильм «Праведник»/Централ Партнершип

Режиссер: Сергей Урсуляк

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

О чем: Трогательная история, основанная на реальных событиях, о том, как в 1942 году советский офицер Николай Киселев вывел за линию фронта 200 евреев. За этот подвиг ему присвоили звание Праведника народов мира, но много позже, после его смерти – в 2005 году. Фильм длится почти три часа, все это время сидишь, поджав ноги и затаив дыхание. Во-первых, от игры Яценко, его этих грустных и умных глаз, в которых зреет, собирается новое, спасительное для всех решение, просто невозможно отвести взгляд.

Каждый герой в фильме продуман, каждая линия выверена. Еврей Маковецкого – тот самый веселый персонаж, который шутит и создает уют, даже когда, казалось бы, уже нет ни надежды, ни выхода. Настоящее кино про войну – то, в котором на фоне безысходности рождается любовь и совершаются неожиданные для самих людей поступки. По такому кино скучаешь, под него плачешь и его обязательно хочется пересматривать.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Детали: Материалы для фильма собирались на протяжении 15 лет. Продюсер Тимур Вайнштейн и сценарист Геннадий Островский встречались с потомками спасенных Киселевым евреев и записывали все их истории, а также изучали архивные материалы.

Какие из перечисленных фильмов уже посмотрели?
"Библиотекарь"
"Цикады"
"Слов пацана. Кровь на асфальте"
"Бешенство"
"Поехавшая"
"Плейлист волонтера"
"Праведник"
"Ласт квест"