В декабре 2025 года исполняется 200 лет со дня восстания на Сенатской площади. О его участниках и причинах, побудивших их к выступлению, все два столетия спорят историки, но один факт остается бесспорным: восстание декабристов продемонстрировало миру силу и мужество их возлюбленных. Больше десяти женщин — русских и француженок — последовали за своими мужьями на каторгу и ссылку. Их история и мемуары вдохновила знаменитого поэта Некрасова на создание поэмы «Русские женщины», а легендарного беллетриста Александра Дюма — на роман «Учитель фехтования».
50 лет фильму «Звезда пленительного счастья». Истории героинь знаменитой картины

Героини фильма «Звезда пленительного счастья»
Ровно 50 лет назад, в 1975 году, к 150-летию восстания, на экраны вышел один из самых популярных у советских зрителей и особенно зрительниц фильм «Звезда пленительного счастья». Фокус режиссерского внимания был смещен с политического (и пропагандистского) аспекта «восстания против царизма» на камерные личные истории женщин-декабристок.

В основу сценария, написанного режиссером картины Владимиром Мотылем совместно со сценаристом Олегом Осетинским, легли уже упомянутые поэма Некрасова и роман Дюма, а также более поздние произведения: «Северное сияние» Марии Марич и «Во глубине сибирских руд» Арнольда Гессена. Есть и сцены, «списанные» из романа Дмитрия Мережковского «14 декабря (Николай Первый)», что-то было почерпнуто и из мемуаров декабристок Полины Гёбль, в замужестве Анненковой (прототипа Луизы, главной героини романа Дюма) и Марии Волконской (в девичестве Раевской). Третьей героиней, привлекшей внимание создателей «Звезды...», стала Екатерина Трубецкая (урожденная графиня Лаваль).
Екатерина Трубецкая

Жена декабриста князя Сергея Трубецкого Екатерина (ее сыграла в фильме Ирина Купченко) — по отцу француженка, по матери русская — выросла в аристократической и очень богатой семье. Отец эмигрировал в Россию, спасаясь от Французской революции. В нашей стране Жан-Шарль-Франсуа де Лаваль де ла Лубрери стал Иваном Степановичем, сделал прекрасную карьеру и еще более впечатляющую партию, женившись на богатой наследнице Александре Козицкой, дочери камергера Екатерины II и внучке купца-миллионера Ивана Мясникова.
Екатерина, старшая из четырех дочерей Лавалей, по мнению современников, не отличалась красотой — была невысокой и полненькой — но прекрасно пела и всегда сохраняла бодрость и оптимизм. Она получила хорошее домашнее образование, элегантно одевалась. С будущим мужем Екатерина познакомилась, когда ей не было еще 20 лет (Трубецкой был десятью годами старше), спустя год сыграли свадьбу. Детей у пары не было, что очень огорчало княгиню, но, когда ее мужа сослали на каторгу, бездетность облегчила ей принятие решения последовать за ним: ей не приходилось выбирать между детьми и супругом.

Трубецкая стала первой декабристкой: Николай I дал ей ранее других разрешение поехать к мужу. «Отправление в Сибирь князя Сергея Петровича служили только поводом к развитию тех сил души, коими одарена была Екатерина Ивановна и которые она так прекрасно умела употребить для достижения высокой цели исполнения супружеского долга в отношении к тому, с коим соединена была узами любви вечной, ничем не разрушимой», — вспоминал декабрист Евгений Оболенский. По его словам, Трубецкая стала «ангелом-хранителем» не только для своего мужа, но и для других узников Николаевского завода. А также для своих детей: словно в награду за свою самоотверженность, Екатерина Ивановна стала наконец матерью, у нее с Трубецким в Сибири родилось четыре дочери и три сына.
Полина Анненкова

Героиня поэмы Некрасова «Русские женщины» Полина Гёбль (ее сыграла польская актриса Эва Шикульска) была француженкой, а женой декабриста стала уже в Сибири. Изначально с Иваном Анненковым ее связывал ни к чему его не обязывающий роман. Летом 1825 года блестящий и легкомысленный 23-летний кавалергард познакомился с 25-летней француженкой-модисткой фирмы «Дюманси», дочерью обедневшего офицера, девушкой без приданого и положения в обществе. Любовь была с первого взгляда: молодые люди отправились в совместную поездку по имениям, принадлежавшим матери Ивана (богатой наследнице, единственной дочери генерал-губернатора Астраханского, Уфимского и Симбирского, Иркутского и Колыванского Ивана Якоби). По воспоминаниям самой Полины Егоровны (так ее называли в России), во время путешествия Анненков предложил возлюбленной тайное венчание, но она отказалась. Действительно ли такое предложение имело место, неизвестно, но известно доподлинно, что к моменту заключения Ивана под стражу Полина уже была беременна.
Гёбль не слишком хорошо владела русским, у нее не было богатой родни, готовой ее поддержать в намерении последовать за осужденным возлюбленным («виновен он был только разговорами», по замечанию декабриста Якушкина). Но у влюбленной француженки хватило храбрости подать прошение царю (этот эпизод весьма драматично интерпретирован в фильме). Николай I оценил порыв Гёбль и даже ссудил ее деньгами на дорогу. Оставив крошечную дочь Александру матери возлюбленного, Полина отправилась в Сибирь.

О подробностях этого путешествия, описанных со здоровым юмором и оптимизмом, можно узнать из воспоминаний самой Полины Егоровны. Также она рассказывает о встречах с другими женами декабристов и своем венчании с любимым человеком, на которое его привезли в кандалах, освободили от них только в церкви и снова заковали по завершении таинства. Другие примечательные эпизоды воспоминаний — рассказ о снисходительности, с которой конвойный офицер позволял женам оставаться наедине с мужьями (формально это было запрещено), а также о том, что Полине Егоровне пришлось стать для своих товарок по несчастью самодеятельной преподавательницей кулинарного искусства: по ее словам, богатые аристократки не умели даже ощипать курицу. Помимо старшей дочери, у Анненковых родилось еще 17 детей, но большинство их умерло сразу после рождения. До взрослого возраста дожили всего шестеро.
Мария Волконская

Третья героиня «Звезды пленительного счастья» — Мария Волконская (ее роль играет Наталья Бондарчук), в девичестве Раевская, дочь знаменитого генерала, героя войны 1812 года Николая Раевского, потомка старого дворянского рода. Марии к моменту восстания едва исполнилось 20 лет, но она уже была признанной красавицей. Считается, что Пушкин, совершивший вместе с Раевскими путешествие на Кавказ и в Крым, посвятил ей лирический фрагмент из первой главы «Евгения Онегина» («...как я завидовал волнам, бегущим бурной чередою с любовью лечь к ее ногам») и другие стихотворения. Также она свободно владела французским и английским (русский знала хуже, поэтому ее мемуары написаны по-французски), великолепно пела, играла на музыкальных инструментах. Один из ее поклонников, польский граф Густав Олизар, описывал ее как «стройную красавицу, смуглый цвет лица которой находил оправдание в чёрных кудрях густых волос и пронизывающих, полных огня очах». Олизар тоже писал Марии стихи и даже посватался к ней, но получил отказ от ее отца.
Николай Раевский хотел для дочери громкой партии, а заодно стремился поправить незавидное материальное положение своей большой семьи. Поэтому на предложение князя Сергея Волконского, прямого потомка Рюриковичей (то есть представителя династии более древней, чем Романовы), генерал ответил согласием.
Некоторые исследователи считают, что отец принудил дочь к браку с человеком на 16 лет ее старше, с тяжелым характером. Свадьба состоялась в начале 1825 года, Мария вскоре забеременела, но муж нечасто проводил с нею время. Она писала ему письма, где называла Волконского «мой милый, мой обожаемый, мой кумир Серж» и просила почаще навещать ее. Однако князь, очевидно, был в куда большей степени погружен в служебные дела и подготовку восстания Южного общества, в руководство которого входил, нежели в семейные заботы. Первый ребенок Волконских — сын Николай — родился в начале января 1826 года, и от Марии скрывали арест мужа, чтобы она, еще слабая после тяжелых родов, не заболела от тяжелого известия. Но, узнав о трагических событиях, Волконская сразу стала искать способ воссоединиться с супругом.

Хотя Раевский был категорически против того, чтобы его дочь последовала в Сибирь за осужденным мужем, Мария проявила твердость и едва ли не впервые в жизни пошла против воли властного отца. Тот пытался манипулировать ее материнскими чувствами, но княгиня заявила, что сын ее счастлив, а муж несчастен, поэтому ее долг — быть рядом с мужем. Царь разрешил Марии отправиться следом за Волконским. «Мой бедный отец, не владея более собой, поднял кулаки над моей головой и вскричал: "Я тебя прокляну, если ты через год не вернёшься". Я ничего не ответила, бросилась на кушетку и спрятала голову в подушку», — так описывала княгиня исход драматической сцены. Раевский был вынужден смириться и отпустить ее. Сын Волконской умер в двухлетнем возрасте, так никогда больше и не увидев свою мать. Не увидел больше свою дочь и Николай Раевский: он умер в 1829 году.
В Сибири у пары родилось еще трое детей, но старшая девочка скончалась сразу после рождения. Единственный сын Волконских Михаил сделал блестящую карьеру и стал тайным советником, статс-секретарем, сенатором и обер-гофмейстером. Его изображение можно найти на знаменитой картине Репина «Торжественное заседание Государственного совета 7 мая 1901 года в день столетнего юбилея со дня его учреждения».
