Чудеса случаются: история ребенка, заговорившего в десять лет
![Чудеса случаются: история ребенка, заговорившего в десять лет Чудеса случаются: история ребенка, заговорившего в десять лет](https://www.novochag.ru/upload/img_cache/cf3/cf3878df3c490643dae2fa5fd9cdefbf_ce_772x534x0x0_cropped_510x340.webp)
У Нади огромные черные глаза, пушистые ресницы и длинные густые темные волосы, которые мама каждый день с любовью заплетает в косички, а еще у Нади аутизм. Эта особенность развития включает несколько симптомов, в том числе трудности в коммуникации. В год Надя знала около 10 слов, а в два – замолчала. Совсем. Даже слово «мама», казалось, забыла.
Лето со смыслом
Чтобы компенсировать дефициты, связанные с аутизмом, Надя начала заниматься в общественной организации «Маленькая страна – Мы есть», но главное изменение в ее жизни случилось, когда девочка впервые в жизни поехала в летний лагерь по программе «Лето со смыслом», организованный «Маленькой страной» в 2017 году.
![Надя в летнем лагере по программе «Лето со смыслом» Надя в летнем лагере по программе «Лето со смыслом»](https://www.novochag.ru/upload/img_cache/82b/82b05f6a5773303d82f1f6f4f6aafe2e_cropped_510x340.webp)
Программа «Лето со смыслом» создана экспертами Фонда «Обнаженные сердца» и Центра по работе с нарушениями в развитии университета Нью-Мексико (США). В чем смысл и задачи этой программы? Лето — это время, когда можно проводить время с друзьями, отдыхать, пробовать что-то новое. А еще для многих детей лето – это лагерь – походы, дискотеки, костер, новые друзья и масса новых впечатлений. Но многие родители детей с особенностями даже представить себе не могут, что их ребенок сможет без них поехать в летний лагерь, а специалисты, работающие в летних лагерях, не могут представлять себе, как сделать так, чтобы пребывание ребенка с аутизмом, который возможно не пользуется речью, было безопасным и радостным. Для того, чтобы это случилось, в программе «Лето со смыслом» используются практики с доказанной эффективностью, включающие стратегии по зрительной поддержке, организации окружения ребенка, коммуникации и обучения сверстников без особенностей общению с ребенком с аутизмом.
Но давайте вернемся к Наде
Еще до того, как началась смена и девочка приехала в летний лагерь, специалисты собрали у ее родных подробную информацию, о том, что она любит, как общается, как ест и спит и во что любит играть. На основании этого они разработали программу, прежде всего, систему поощрений и визуальное расписание. Попав в лагерь, Надя всюду носила это расписание с собой, показывала на нужную в данный момент картинку, это расписание явно помогло ей чувствовать себя более уверенной и спокойной. В тот момент Надя еще совсем не пользовалась речью, но при этом понимала достаточно большое количество слов. Не было у нее и специальных приспособлений для коммуникации.
Для этого, сначала выбрали несколько знакомых слов, чтобы девочка смогла попросить, отказаться, сделать выбор того, например, каким фломастером рисовать. Надя быстро освоила этот способ коммуникации, и на коммуникативной доске стали добавляться новые слова. Коммуникативная доска стала тем самым ключиком, который помог Наде общаться с людьми при помощи символов-картинок, это открыло для нее совершенно новые возможности и постепенно, когда Наде стало проще заявлять о своих желаниях, она стала говорить и свои первые слова.
![](https://www.novochag.ru/upload/img_cache/746/746e2a58c21d5dbd691a1ea97cc24ce1_cropped_510x340.webp)
Мама Нади: «Через пару месяцев после лагеря у дочки начала развиваться речь. Наде было уже 10 лет. Это было совершенно невероятно! Ведь считается, что, если устной речи нет до 5 лет – она уже не появится. Случай Нади показывает, что чудеса случаются. Она начала запоминать и повторять слова, имена своих педагогов. Затем у нее получилось складывать слова в простые фразы». «Доброе утро!», «Я тебя люблю!» – такие простые слова для нас, и такие сложные и долгожданные для человека со сложными нарушениями развития».
Святослав Довбня, эксперт фонда «Обнаженные сердца»: «Нас часто спрашивают, как бороться с выгоранием, ведь, кажется, что каждый день приходится сталкиваться с таким количеством самых разных проблем. Но на самом деле у нас самая прекрасная и оптимистичная работа. Каждый день мы видим новые достижения и победы — впервые завязанный шнурок, первую самостоятельную просьбу, впервые сделанный выбор».
![Надя с мамой. Фото из семейного архива Девочка начала говорить в 10 лет](https://www.novochag.ru/upload/img_cache/976/976f1ce135dda33177db0da8f1fb2de6_cropped_510x340.webp)
Мама Нади: «Благодаря "Маленькой стране" и фонду "Обнаженные сердца" жизнь нашей семьи стала яркой, полной событий, осмысленной. Мы ходим вместе с друзьями в театр, на концерты, ездим на экскурсии, участвуем в благотворительных фотосессиях. И хотя трудности есть, мы счастливы, и на вопрос: "Как дела?" Надя всегда отвечает: "Хорошо!"".