«Никулин говорил: нужно удивлять!» 10 советов, которые раскроют талант ребенка

Художественный руководитель Детского музыкального театра юного актера Александр Львович Федоров рассказал, как раскрыть талант ребенка и на что следует обратить внимание родителям и учителям.
«Никулин говорил: нужно удивлять!» 10 советов, которые раскроют талант ребенка

Ты должен быть добрым

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Ты должен уметь прощать его ошибки, ребенок не должен бояться тебя, твоей взрослости, твоих знаний. Ребенок не должен бояться или зажиматься, он должен верить, что ты его любишь, что ты по доброму относишься к нему. Если ребенок увидит и будет помнить, что когда-то ему прощали ошибки, над ним не смеялись, его талант будет развиваться.

Педагог Александр Львович Федоров
Педагог Александр Львович Федоров
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Нужно уметь удивлять

Нужно делать так, чтобы ребенок поверил в сказку. Это очень важно сейчас, так как всё меньше и меньше чуда вокруг. Главное большое чудо сейчас – это компьютер. Компьютер дает ответы практически на все вопросы – это подмена открытия служит плохую службу развитию ребенка. Ребенок должен уметь удивляться. Если ты работаешь с ним, ты должен, удивлять его. Ребенок должен задавать вопросы тебе, и именно эти вопросы, которые у него возникают, развивают талант.

К сожалению, в сказку сейчас верят дети до 4-5 лет.

Не бойся быть смешным в глазах ребенка

Ты не должен быть памятником. Безусловно, что должна быть дисциплина, ребенок должен тебя уважать. Но сам ты должен быть в чем-то клоуном, чтобы дети смеялись, когда ты им что-то рассказываешь. Способность быть смешным и умение не обижаться на добрый смех в твой адрес – это очень важно.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Однажды я случайно встретился в цирке после представления с Юрием Никулиным. Мы были с ребятами с циркового факультета ГИТИСа. Юрий Никулин познакомился с нами и пригласил в свой удивительный кабинет на чай. Он нас спрашивал о цирке, спрашивал о ГИТИСе, о профессиях. Я ему сказал, что я хочу работать с детьми. И спросил: «Что самое главное в цирке»? Никулин сделал удивительную штуку, показал мне программку циркового представления и сказал, что тут все написано понятно про дрессированных животных, акробатов и тд. Все это объяснимо.

Далее он показал мне маленькую строчку внизу программки: «Весь вечер на арене цирка клоуны Гоша и Петя». Вот это и есть сердце и тайна цирка.

Никто не знает, что они будут делать. В запасе у каждого клоуна должно быть всегда что-то новое, что-то неизвестное никому. Вот эта тайна – это и есть способ сохранить интерес у зрителей. Это и делает цирк цирком, а не просто набором каких-то спортивных номеров. И Никулин мне сказал, что если ты хочешь работать с детьми, то ты должен быть клоуном, у тебя должен быть этот принцип. Каждый раз приходя в аудиторию и работая с детьми, ты должен нести им секрет, что-то новое. Думай, выдумывай и верь в это. Для меня это принцип работы с детьми.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Нужно доверять взгляду ребенка

Нельзя превосходить ребенка своим талантом, своими знаниями в его глазах. Ты не должен отвергать решение, мнение ребенка, его первые опыты, его чтение. Не должен принижать его. Иначе ребенок закроется и перестанет доверять тебе. Доверие — это очень важный аспект в воспитании.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Относись к ребенку как к партнеру

Если ребенок почувствует, что ты в творчестве находишься с ним на одной профессиональной платформе, что он – твой партнер, а ты – его партнер, он начнет доверять тебе. И так его талант начнем раскрываться.

Не делай из себя гуру

Будешь делать из себя гуру, ничего хорошего не получится. Вот потом, когда он вырастет, он сам поймет, был ли ты гуру. И если все принципы, о которых я сейчас рассказываю будут приняты, то может быть, когда- нибудь ребенок скажет – это мой первый учитель. Если ребенок так скажет – это высокое звание. Это значит, что ты для него первый учитель и стал тем самым гуру, которым где-то в глубине души каждый из нас хочет стать.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Не ревнуй к другим студиям

Нельзя делать свой театр, студию или кружок единственным интересным местом для ребенка. Если ребенку будет интересно, он обязательно вернется к тебе. Ревновать, запрещать участвовать в параллельных проектах – нельзя. Нужно понимать: твой вклад в ребенка – это только шаг к его взрослению. Нельзя свою ступень делать самой главной ступенью, единственной. Дальше будет множество разных ступеней: больших, маленьких, разных....Кроме тебя в его жизни могут быть великие мастера, которые отточат его талант. А если из-под педагогического пера выйдет такое удивительное произведение, как замечательный певец, актер, танцор, деятель искусств,.... Знай, ты был первый, ты его заметил. Ты сделал первую обточку его таланта, ты не погубил, не отвратил от искусства. Будь счастлив, что ты был первый.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Семья и учитель – разные вещи

Очень важно не заменять ребенку семью. К сожалению, многие руководители в различных студиях и кружках и каких-то учреждениях культуры часто становятся мамой и папой. Это неправильно. Семья – это главное. Мама и папа – самые главные друзья. Твоя задача – еще раз стать вторым и третьим после семьи. Не в коем случае не ставит себя на передний план. Это частая ошибка, которая ни к чему хорошему не приведет. Если ребенок увлечется педагогом и поставит родителей и семью второй план, то он и тебя потом поставит на второй план.

Учи прощать

Прощай ему его ошибки и он научится прощать остальных. Это не мой принцип, да и все другие принципы тоже не мои. Откройте Нагорную проповедь, там все это написано. Одно из важных правил – прощай. А самое главное — учи прощать. Но всегда ребенок учиться на тебе. Он копирует тебя, ты – тот самый пластилин, на котором он учиться лепить свои принципы, поведенческие модели.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Не отвергай глупости, которые говорит ребенок

Старайся воспитать человека доброго, который будет относится к малым созданиям с пониманием и добротой. И тогда над этим человеком раскроется зонтик – его талант, а он раскроется над ним.

Все что я сейчас сказал, может показаться, что относится только к студиям, театральным кружкам и прочих учреждений культуры. Но те же самые правила относятся и к родителям ребенка.

К читателям: Автор текста – Александр Львович Фёдоров. Основатель и художественный руководитель Детского музыкального театра юного актера, художественный руководитель Московского музыкального театра «Экспромт», режиссер, педагог, композитор, профессор ВГИКа, заслуженный артист РФ, лауреат Премии Правительства Российской Федерации в области культуры, лауреат Премии города Москвы в области литературы и искусства , лауреат Премии СТД РФ «Признание». 19 августа 2020 года Александр Львович отметил 60-летний юбилей. Поздравляем!